Домой / СЕКРЕТНИЦА / Выучить на зубок: самые продуктивные методы для запоминания

Выучить на зубок: самые продуктивные методы для запоминания

Опубликовано © Женская доля

 

«Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть», - в шутку говорила Фаина Раневская. Плохая память может серьезно осложнить жизнь. Однако существует мнение, что само понятие «плохая память» является всего лишь хорошо растиражированной фикцией. Любой человек, который не переносил черепно-мозговых травм или серьезных заболеваний головного мозга, обладает нормальной способностью к запоминанию. И здесь важно не просто знать как натренировать память, но и как управлять ею.

Путем специальных тренировок и с использованием основных инструментов запоминания в течение шести недель вы можете достичь нужных изменений в структуре и функциях мозга. Причем, мозг человека имеет возможность адаптироваться и развиваться независимо от возраста, эта особенность называется нейропластичностью.

Возможности человеческой памяти

как натренировать память

Раньше считалось, что объем человеческой памяти равен не менее 1015 битов. Такими были результаты исследования отечественного ученого Л. И. Куприяновича, который исходил из того, что одна белковая молекула нейрона сохраняет 1 бит информации. Однако последние эксперименты, проведенные американскими нейробиологами, показали: мозг человека способен хранить целый петабайт информации. Терри Сейновски, ученый из Института биологических исследований в Соединенных Штатах, утверждает: мозг способен вместить в себя количество информации, приблизительно равное объему современного Интернета.

Ученый выяснил, что нейроны в человеческом мозге связаны большим количеством синапсов. Раньше считалось, что есть всего несколько групп таких связей между нервными клетками. Однако исследования Сейновски показали, что число таких групп равно 26, что существенно увеличивает возможности мозга. При этом соединения между нейронами могут увеличивать или уменьшать свою пропускную способность.

Такое сравнение является достаточно условным - определять объем памяти человека в битах не совсем корректно. Других способов хотя бы приблизительно измерить вместимость памяти человека пока не существует. Но эти исследования показывают, насколько широки возможности запоминания и велик мнемонический потенциал человека.

Запоминание – это инструмент, доступный каждому. Чтобы пользоваться этим инструментом правильно, необходимо знать законы, по которым устроена человеческая память. При помощи нескольких принципов можно натренировать ее и научиться запоминать нужную информацию прочно и надолго.

Как улучшить запоминание информации

как натренировать память

Необходимость повторения

В любом деле, где требуется запоминание информации, добиться успеха можно только при помощи систематического повторения. Несмотря на то, что освоенная информация хранится в памяти, не всегда человеку удается воспользоваться ею в нужный момент. Единственный инструмент, с помощью которого можно повысить скорость извлечения информации – это повторение.

Информация задерживается в кратковременной памяти не более, чем на несколько десятков секунд. В течение этого времени по замкнутым нейронным цепям циркулируют нервные импульсы. Затем нервные связи ослабевают, и информация забывается. Если же после первого предъявления материал повторить еще несколько раз в течение ближайших 30-40 минут, то циркуляция в цепях нейронов возобновится, и материал перейдет из отдела кратковременной памяти в долговременную.

Необходимо концентрировать внимание на нужном материале в течение, как минимум, получаса после сознательного запоминания. Затем следует закреплять информацию другими способами – при помощи графики, интересных примеров, аудио и т. д., используя методику активного воспроизведения.

При этом повторение должно быть как можно более собранным в самом начале запоминания. В дальнейшем лучшего результата можно добиться при помощи распределенного повторения текста, слов или математической формулы. Перерывы между предъявлением информации должны быть оптимальными – не слишком длинными и в то же время не слишком короткими. Главный принцип – следует стараться не восстановить забытый материал, а предупредить его забывание.

Исследования Эббингауза

Первые исследования, которые были посвящены роли повторения в запоминании, проводил немецкий ученый Г. Эббингауз еще в 1885 г. Однако даже сегодня не все используют их на практике. Ученый выяснил:

  • больше половины информации, которую пытается запомнить человек, забывается в течение первых тридцати минут после окончания заучивания.
  • за первый час из памяти исчезает порядка 60% всей информации.
  • затем забывание замедляется, и приблизительно через неделю человек способен вспомнить около 20% информации, осевшей в глубинах долговременной памяти.

Закономерность, выявленная Эббингаузом, нередко используется для более эффективной отработки профессиональных навыков.

Все свои эксперименты Эббингауз проводил с использованием бессмысленной информации, поскольку наделенный значением материал запомнить проще. Также в результате исследований был выявлен эффект края – если, к примеру, студент не успел решить задачу до окончания пары, то она запомнится лучше, поскольку работа не была завершена.

Установка на запоминание

Также установлено, что важную роль в процессе играет установка на запоминание. Было проведено исследование, в ходе которого испытуемые должны были запомнить два текста. Участникам сообщили, что один из текстов будет проверен спустя сутки, а второй – через неделю. В действительности оба материала были проверены через месяц. В ходе эксперимента выяснилось, что первый текст участники запомнили лучше. Для улучшения качества запоминания было предложено использовать метод установки: перед работой над материалом нужно настроиться на то, что он обязательно пригодится в практической деятельности.

Создать нужную установку можно при помощи следующих способов:

  1. Очертить конкретный срок, в течение которого будет храниться информация. Например, «Я буду помнить этот текст полгода/год/всю жизнь»;
  2. Если материал сложный, предварительно необходимо подготовиться к запоминанию, бегло просмотрев текст. Так мозг имеет возможность собрать его предварительные характеристики, что в дальнейшем помогает лучше запомнить информацию;
  3. Также необходимо настраиваться на окружающую обстановку, если материал предстоит воспроизводить в определенных условиях. Проработав речь или презентацию, попробуйте представить свое выступление на публике.

Создание ассоциаций

Еще одним эффективным способом запоминания является создание ассоциативных связей. Он основан на использовании созависимости между двумя существующими в сознании образами. При воспоминании об одном образе извлекается из памяти и второй. Проще всего запомнить новый материал, используя уже имеющуюся информацию. В процессе ознакомления с новым текстом или формулой полезно вспомнить те знания, которыми вы уже обладаете. Так устанавливаются связи с информацией, которая была усвоена ранее, и запомнить новое становится легче.

Осмысление информации

Понимание смысла является одним из основополагающих факторов хорошей памяти. Немецкий писатель Г. Лихтенберг отмечал: «причина, по которой люди так плохо запоминают информацию из книг, заключается в том, что они слишком мало думают сами». Чем более осмысленными являются знания, тем дольше они будут храниться. Лучше понять информацию можно при помощи создания «опорных пунктов» - отдельных смысловых единиц.

Эта методика эффективно применяется в педагогике. Учащиеся во время урока должны отмечать «опорные сигналы» - лаконично записанные единицы информации, которые легко запомнить, подкрепить ассоциациями, логически связать с уже знакомым материалом. Методика «опорных сигналов» будет полезна и для каждого желающего освоить мнемотехнику.

Прежде чем приступать к изучению нового материала, можно предварительно попытаться его осмыслить. О чем пойдет речь в этой статье или книге? Какие предположения у меня есть по поводу того, что именно хочет сказать автор? Подобные догадки можно строить после прочтения названия текста, первого абзаца или первой страницы. Они позволяют «запустить» процесс мышления, и сделать запоминание более прочным.

Тренируем память с учетом интересов и мотивации

Установлено, что наиболее прочно запоминается та информация, которая жизненно важна для человека. Вряд ли вы сможете запомнить все персоналии и даты из двухчасовой лекции по истории; однако если возлюбленный (-ая) захочет познакомить вас с родителями, то их имена осядут у вас в памяти без особых усилий.

Информация, связанная с насущными проблемами и выживанием человека, представляет непосредственный интерес, а значит, запоминается легко и надолго. Также человек легко запоминает факты, сопутствующие его увлечениям. Например, фанаты футбола могут с легкостью вспомнить, какие игроки забивали гол на матче их любимой команды пять лет назад. Для более эффективного усвоения материала необходимо связать его с личными интересами и целями. «Выучу английский язык – смогу получить повышение по службе и поеду отдыхать в Доминикану»; «Сдам экзамен – смогу развлекаться ночи напролет».

Как натренировать память для запоминания текста

Способом, доказавшим свою эффективность, является активное запоминание. Можно несколько раз прочитать текст, пытаясь его запомнить; а можно после двух-трех прочтений постараться его воспроизвести. Второй метод намного эффективнее, чем первый. Для него требуется просто закрыть книгу и попытаться пересказать нужный материал. После этого открыть и проверить какие были допущены ошибки. Эту процедуру можно повторять до тех пор, пока текст не будет «отскакивать от зубов».

Напоследок несколько советов:

  • Необходимо ежедневно стимулировать работу мозга, ведь его возможности неограничены.
  • Не избегайте физических нагрузок. Физические упражнения увеличивают подачу кислорода в мозг и уменьшают риск многих серьезных заболеваний, а также ощутимо снижают уровень гормонов стресса.
  • Расслабляйтесь. Нельзя постоянно держать мозг в напряжении, для нормальной его работы нужен периодический отдых.
  • Смейтесь. Смех стимулирует работу многих областей мозга, активизирует творческие способности, воображение, мышление.
  • Избегайте стрессовых ситуаций. Стресс в хронической форме способен уничтожать клетки мозга, повреждая именно ту область серого вещества, которая отвечает за создание новых и классификацию старых воспоминаний - гиппокамп. Исследователи также связывают стресс с частичной амнезией и полной потерей памяти.
  • Подпитывайте мозг правильным питанием. Рацион, базирующийся на полноценной белковой пище, фруктах и овощах, «здоровых» жирах (например, орехи, оливковое масло, рыба) обеспечит максимальную работу памяти.
  • Вовремя выявляйте и исправляйте проблемы со здоровьем. Человеческий организм – это единый механизм, слаженная работа которого зависит от полноценной работы всех систем.

Резюме

Итак, среди основных приемов, которые помогут натренировать память и максимально качественно запомнить нужную информацию, можно выделить следующие:

  1. Уточнение (малейшие детали в том объеме информации, который нужно запомнить)
  2. Визуализация (запоминание в форме различных образов)
  3. Ассоциации (группировка по определенным признакам)
  4. Осмысление (замена механического запоминания смысловым)
  5. Повторение (закрепление информации, посредством регулярного воспроизведения в целях предотвращения забывания)
  6. Мотивация (использование личных интересов, как стимул для запоминания)

 

ПОДЕЛИТЬСЯ ПУБЛИКАЦИЕЙ С ДРУЗЬЯМИ:

 

3 комментария

  1. Людмила

    Если мне нужно за короткий промежуток времени запомнить важную информацию, то я чаще всего использую метод визуализации или повторение. Так как работаю организатором в школе для меня очень важно всю информацию систематизировать и упрощать. А потом лишь запоминать.

  2. За собой заметила, что запоминаю информацию, создавая ассоциации. А вообще свою память можно тренировать, есть даже много различных пособий как для взрослых, так и для детей. Человек должен хорошо уметь запоминать какую-либо информацию, так как на протяжении жизни мы постоянно чему-то учимся.

  3. Некоторые из перечисленных советов опробовала на практике , а именно в изучении иностранных языков, и они работают. Например, метод повторения позволяет учить до 100 слов в день: для этого берём книжку, записываем новые слова и учим, затем повторяем через 10 минут ( не позже, что бы мозг их не успел выбросить из памяти), потом на утро повторяем, а потом через 7 дней. Этот метод позволяет выучить реально много новых иностранных слов за довольно небольшое время! И вообще изучение иностранных языков тоже очень полезно для мозга!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *