Когда родители и педагоги пасуют перед детьми и их нестандартным поведением, то нередко записывают своих питомцев в «трудные». На самом деле, важно понять, в чем особенности каждого конкретного случая, почему именно он кажется проблемным и как справляться с трудным ребенком.
Каких детей относят к «трудным» и способы коррекции поведения
Агрессивный ребенок
Чаще всего причинами агрессивных проявлений у детей являются:
- неуверенность в себе и ощущение внешней угрозы. Ребенок боится быть побежденным, уязвленным, обиженным и, чтобы избежать роли жертвы, атакует сам;
- желание обрести самостоятельность и самоутвердиться. И тогда агрессия –способ избавиться от опеки взрослых;
- подражание старшим. Ребенок действует по образцу – к примеру, видит, как старшие мальчишки обижают малолетку, и поступает так же;
- агрессия родителей (угрозы, оскорбления, телесные наказания);
- повышенная возбудимость и избыток энергии, которой нужен выход;
- желание привлечь к себе внимание, потребность в любви;
- неумение контролировать свои эмоции и выстраивать мирные отношения с окружающими;
- стремление доминировать в коллективе и продемонстрировать собственное превосходство. К примеру, мальчики посредством драк стараются занять лидирующее положение в классе или дворовой компании.
Следует развивать в детях умение «перенаправлять» агрессию социально приемлемыми способами. Выход агрессивности можно дать через активные игры и спорт. Необходимо развивать навыки коммуникации и показывать модели неагрессивного поведения в различных ситуациях. Родители должны оценивать не самого ребенка, а его поступки, т.е. говорить не «ты плохой», а «это ты сделал плохо». А затем объяснить, что за подобными действиями последует.
Демонстративный ребенок
Призывать к порядку и стыдить «доморощенного актера» бесполезно, ведь он уже добился своего – на него обратили внимание. И какое именно – осуждение это или одобрение – ребенку в принципе безразлично. Ему важно, что он смог вызвать эмоциональную реакцию у взрослых. А вот наказанием для него является игнорирование.
Психологическая коррекция:Действуйте по принципу: уделяйте внимание ребенку тогда, когда он «хороший», и не замечайте, когда «плохой». А еще приобщайте его к занятиям различными видами творчества, чтобы такие дети могли реализовать свою демонстративность и направить ее в нужное русло. Подойдут занятия танцами, музыкой, живописью и т.п.
Гиперактивный ребенок
А гиперактивный ребенок всегда в движении. И даже если он устает, то не отдыхает привычным для нас образом, а начинает капризничать, кричать и рыдать. Говорит он не просто быстро, а как бы глотает слова. Вопросов задает много, но ответы на них не слушает. У гиперактивных детей нередки проблемы со сном. Они часто страдают от нарушения пищеварения и аллергии. Такие дети не реагируют на запреты и ограничения.
Нередко гиперактивность соседствует с синдромом дефицита внимания, отчего еще больше затрудняется процесс обучения. Обычно такие дети попадают в разряд отстающих учеников и причисляются к хулиганам.
Психологическая коррекция:Специалисты рекомендуют родителям:
- сохранять спокойствие и невозмутимость;
- учить ребенка управлять собой, помогая выплескивать излишнюю энергию (например, в активных играх, спортивных занятиях);
- оберегать его от излишнего переутомления и перевозбуждения;
- учить ребенка расслабляться (в частности, подобрав подходящие методы релаксации);
- обязательно хвалить его, когда он доводит начатое дело до конца;
- приучать ребенка к учебе и тихим занятиям, стараясь не принуждать, а заинтересовывать;
- помогать ему планировать время, соблюдать режим и распределять силы.
Тревожный ребенок
Для таких детей необычайно важен индивидуальный подход. Так, при обучении в школе их рекомендуется меньше спрашивать у доски и больше давать им письменных заданий. Желательно, чтобы они обучались в достаточно спокойной обстановке и классах, в которых немного учеников. В качестве методов снижения уровня тревоги используются различные психолого-педагогические методы. В их числе – индивидуальные и групповые занятия, игры, сказкотерапия, рисование и иные виды творчества. Важно, чтобы в результате ребенок смог избавиться от своих страхов, успокоился и приобрел уверенность в себе.
Дети индиго
Считается, что дети индиго обладают следующими чертами и качествами:
- высокая (часто завышенная) самооценка и твердая уверенность в себе и своих силах;
- независимость в суждениях и действиях;
- ощущение собственной исключительности и уникальности;
- решительность;
- настойчивость и упрямство;
- развитая интуиция;
- раннее взросление;
- наличие творческих способностей и большой творческий потенциал;
- высокий уровень интеллекта;
- неуравновешенность, импульсивность, перепады настроения;
- повышенная потребность во внимании и любви;
- склонность к вредным привычкам;
- индивидуализм, игнорирование чужого мнения и пренебрежение авторитетами;
- трудновоспитуемость, асоциальность, низкая коммуникабельность, замкнутость;
- стремление к справедливости, желание принести пользу и совершить нечто великое;
- неприятие общепринятых норм и правил.
Если такие дети подвергаются внешнему давлению, то могут прийти в ярость и «отбрить» любого взрослого. Считается, что дети индиго с одинаковой вероятностью могут стать как гениями, так и преступниками.
Психологическая коррекция:Приверженцы концепции индиго полагают, что с такими детьми надо обращаться максимально бережно, ничего им не навязывать и не заставлять делать, потому что они «сами с усами». Однако представители традиционной науки не только считают данную гипотезу весьма сомнительной, но и вдобавок уверены, что все дети нуждаются в любви, понимании и корректировке их поведения.
План индивидуальной работы с трудными детьми
Родителям важно понять ребенка, а затем, пусть и корректируя его поведение, сохранить и развить детскую индивидуальность.
- При возникновении конфликтов не старайтесь переложить всю ответственность на ребенка. Ищите причины непослушания и странного поведения, а только потом принимайте меры.
- Признайте право ребенка на самостоятельность и собственное мнение.
- Старайтесь видеть в собственном ребенке положительные стороны, даже если другие его ругают. Доверяйте детям, не заставляйте их соответствовать чужим представлениям взрослых о «правильности».
- Создавайте дома эмоционально спокойную атмосферу – ребенок не должен быть свидетелем разногласий и ссор между родителями. Это не только разрушает авторитет старших, но и вызывает у них тревогу и чувство вины.
- Показывайте детям четкие границы добра и зла, объясняйте, что такое хорошо и плохо, чтобы они могли вести себя правильно. Замечайте и позитивно оценивайте успехи детей, не забывайте их одобрять и хвалить. Чрезмерная критика и повышенные требования повышают тревожность.
- Не злоупотребляйте наказаниями. Иначе они станут привычными для ребенка, и их действенность сведется к нулю. Также вредны придирки и мелочная опека.
- Уберите из своей речи фразы типа: «У тебя никаких прав нет, ты полностью зависишь от нас!», «У всех дети как дети, а у нас не поймешь кто!», «Я никогда не была такой в твои годы!», «Радуйся, что родители живы, и не прибавляй нам седых волос», «Я лучше знаю, что и как должен делать мой ребенок»…
Принимайте и любите свое чадо таким, каково оно есть. Относитесь к ребенку доброжелательно и уважительно. Он не обязан оправдывать чужие ожидания и соответствовать чужим притязаниям. И не приписывайте детям своих желаний, не реализовывайте через них собственные амбиции.
Детям необходимо больше уделять внимания, они должны чувствовать нашу любовь. К сожалению, общество постепенно меняется не в лучшую сторону, а дети весь негатив впитывают, как губка воду. Копьютерные игры и кинофильмы со сценами насилия и убийств, вызывают у детей агрессию. Учителя в школах ведут себя грубо по отношению к ученикам, удивительно ли, что дети грубят им в ответ. Переизбыток информации, который вливается в детей и в школе, и из интернета, очень влияет на нервную систему ребенка. Как следствие, гиперактивность ребенка, тревожность и демонстративность. Хорошо, если родители адекватны, а в школе работает ответственный психолог, чтобы скорректировать поведение ребенка. А если в семье ненормальные отношения между родителями, а школа старается избавиться от трудного ребенка?
С детьми все просто не бывает, редко встречаются послушные и покорные ребята. Почему то статья, у меня больше ассоциируется с мальчиками, может потому что у меня два сына и кое-что я переносила и сравнивала со своими сорванцами. Но суть не меняется, столько советов, но надо и не допустить момент послушания все таки, ведь если все дозволять и принимать, веря в особенность своего чада, то это тоже вылезет потом боком.
Мудрые советы даны в отношении гиперактивного ребёнка. Но по факту они помогают лишь чуть. Гиперактивность следует снимать именно лекарствами, назначениями от невролога!
А что касается агрессии… У моих знакомых есть сын. Агрессивное поведение стал проявлять очень рано, года в 2-3. Родители как могли сглаживали его состояние. И толк был, пока ребёнок не вступил в подростковый возраст. Тут уж его агрессия вообще неуправляемой стала. Итог: определение диагноза «шизофрения», постановка на учёт, приём сильнейших препаратов.
Так что, родители, имеющие агрессивных дошкольников, знайте — проблема может скрываться не в воспитании, а где-то в генах.