Женщины в жизни великих: музы, соратницы и путеводные звезды

Древние греки мудро предположили, что покровителями науки и искусств непременно должны быть музы–женщины. Уже тогда они заметили, что любовь и страсть – самые могущественные из человеческих чувств: охваченный ими мужчина открывает в себе бесстрашие, невиданную силу воли, воображение и дремавшие доселе творческие начала. Даже будучи направленной на иные, созидательные цели, эта энергия сохраняет свои божественные свойства и позволяет творцу покорять недостижимые ранее высоты.

Женщины в жизни великих: музы, соратницы и путеводные звезды

С другой стороны, зерно мужского таланта – вещь чрезвычайно хрупкая и уязвимая. Сколько художников, поэтов или писателей ушли с творческого пути после первой же неудачи? А сколько их осталось в неизвестности, в тени своих более талантливых собратьев? Возможно, причина именно в том, что на своем пути они не встретили женщину, которая наполнила бы их энергией творения, стала бы для них музой и позволила явить миру скрытые способности?

Гончарова - муза Пушкина

К сожалению, сослагательные наклонения в истории недопустимы. Мы никогда не узнаем, что могло бы произойти, если бы неизвестный поэт встретил свою Наталью Гончарову, а неизвестный художник – свою Саскию ван Эйленбург.

Творцы, о которых говорят, пишут книги и снимают фильмы – запомнились нам не только своими гениальными произведениями. Каждый из них знаменит прежде всего тем, что выступал против норм и правил общества, шокировал и удивлял окружающих не только своими произведениями, но и поведением, образом жизни - ведь мощный поток сублимированной энергии должен был найти какой-то выход. Нет ничего удивительного и в том, что такая сильная личность привлекала множество поклонниц: известные музыканты, поэты и даже политические деятели славились многочисленными победами на любовном фронте.

Однако будем объективными: не имеет значения, сколько покоренных женских сердец оставили за собой такие творческие личности. Каждому из них в определенный момент встретилась та единственная, которая поверила в него, поддержала и полюбила, помогла преодолеть трудности и вдохновила на свершения. Кто-то нашел свою музу в самом начале, как Пушкин или Дали. Иным повезло только на третьей или четвертой попытке – как Булгакову или Есенину. Так или иначе, можно проследить удивительные совпадения: после встречи с этими женщинами мастера создавали лучшие свои картины, писали лучшие книги и совершали фундаментальные научные открытия, а после расставания – буквально теряли источник энергии для творчества.

Черты к портрету музы

муза пишет картину

Попытки найти что-то общее в образах таких женщин – дело неблагодарное. Причина тому – разница в личностях мастеров: для кого-то акт творения был взрывом, мгновенным приливом вдохновения, на смену которому приходила глубокая депрессия. Другие упорно трудились годами, день за днем, десятки раз переписывая неудачные эпизоды, сдавались, отступали, но вновь возвращались к работе. К примеру, Лев Толстой работал над главным своим творением шесть лет – любопытно, смог бы он закончить роман без ежедневной поддержки и помощи Софьи Андреевны?

Поскольку все творцы обладали разным характером, темпераментом и творили по-своему – то и нуждались они каждый в своей персональной музе. Чтобы поддержать их, женщинам приходилось исполнять роль заботливой матери, самоотверженной соратницы или роковой светской львицы, а иногда и все перечисленные одновременно.

Потому и не существует универсального рецепта – что нужно делать с мужчиной и как себя вести, чтобы спящий в нем великий мастер пробудился с желанием свернуть горы и совершить все возможные подвиги во имя любимой.

Роковые красавицы

роковые красавицы в жизни великих

Такая яркая, эпатажная и независимая женщина чаще всего привлекает поэтов и музыкантов, летящих к ней как мотыльки на огонь свечи – ведь для творчества им нужна буря эмоций, яркая вспышка: только в такие моменты они ощущают себя по-настоящему живыми.

Чтобы поддержать это эмоциональное напряжение, поэты используют все доступные стимулы – опиум, алкоголь, еженедельную смену любовниц, приливы адреналина от сражения на дуэли или участия в битве. Но только любовь к роковой красавице позволяет им ежедневно возноситься на вершины блаженства, а затем неизбежно падать в пропасть отчаяния.

Поэты вообще мало похожи на обычных людей. Они - как великовозрастные дети: полны энергии, готовы к подвигу, но к обычным серым будням не приспособлены, поскольку не видят вокруг ничего, кроме вожделенной цели. Даже чувствуют они иначе – в сотни раз сильнее, иногда не видя различий между реальностью и миром фантазий. Потому за неимением музы – они легко способны ее выдумать или увидеть во вполне обычной, ничем не примечательной девушке.

К примеру, Франческо Петрарка посвятил более трехсот пятидесяти сонетов единственной в своей жизни любви – Лауре де Нов. Парадокс в том, что поэт никогда не прикасался к даме сердца и даже не разговаривал с ней – благочестивая замужняя Лаура, мать одиннадцати детей и подумать не могла о том, чтобы завести роман на стороне. Тем не менее, это не помешало Петрарке ежедневно воспевать и превозносить ее добродетели.

Лаура и Петрарка

Отличился здесь и Данте Алигьери, воспылавший безответной любовью к дочери знатного флорентийца Беатриче Портинари. Петрарку он превзошел в одном: попытался заговорить с возлюбленной, подвергся насмешкам, после чего упорно избегал встреч с ней. Возможно, именно ранняя смерть Беатриче позволила поэту избежать разочарования и навсегда сохранила для него этот образ как эталон женской красоты. Насколько сильно было впечатление – судите сами: через семнадцать лет Данте наконец-то решился и приступил к главному произведению своей жизни, посвященному Беатриче - «Божественной комедии», на написание которой потратил еще четырнадцать лет.

Данте и Беатриче

Можно ли считать трагедией жизнь, посвященную вымышленному образу? Вполне вероятно. Но жизнь творцов, добившихся руки своей музы, сложилась намного хуже. Есенин на какой-то миг увидел в американской танцовщице Айседоре то, чего не видели окружающие. Возможно, что-то из увиденного оказалось плодом фантазии, но поэт отказался от всей своей жизни, от Родины и от друзей ради брака с Дункан. Прозрение наступило быстро – буквально через год влюбленность прошла, и глазам Есенина предстала вовсе не муза, но женщина на восемнадцать лет старше него, уставшая и постаревшая. Шок оказался настолько сильным, что привел поэта к затяжной депрессии.

Есенин и Дункан

Очевидно, в том и заключается основная особенность музы – она должна оставаться недоступной. Этот образ – вымысел, плод безграничной фантазии творца, наделенный чертами идеала. Только такая нереализованная мечта и пробуждала в душе поэтов нечто, заставлявшее их творить шедевры: логично, что она не выдерживала столкновения с суровой действительностью.

Кому в этой ситуации не позавидуешь – так это настоящим женам и спутницам творцов. Ведь посвященный в сан Петрарка имел двоих внебрачных детей. Данте также был женат на Джемме Донати и воспитывал троих сыновей. У Есенина вообще было четверо детей от двух первых жен. Можно только представить, что довелось перенести этим женщинам, когда их возлюбленные посвящали стихи и поэмы кому угодно, только не им.

Впрочем, некоторые женщины поступили мудрее: сами объявили себя музами после гибели творцов, присвоили себе эксклюзивные права на творчество супругов и продолжили греться в лучах их славы. Более того, даже при жизни поэтов они пытались переделать их по своему усмотрению, повлиять на творчество и отношения с окружающими.
К примеру – Йоко Оно, которую обвиняют в распаде известной группы. По свидетельствам окружающих, она полностью заполнила собой жизнь Леннона, манипуляциями и истериками заставила уйти из коллектива, втянула в сомнительную жизнь богемы. Можно только предполагать, как сложилась бы карьера Джона, не погибни он от пули фанатика – но вполне вероятно, что с появлением японской художницы творческий путь Леннона был бы окончен. Что характерно, такая неземная любовь ничуть не помешала Йоко через год удачно выйти замуж за обеспеченного антиквара.

Йоко Оно и Ленон

Похожим путем пошла и Марина Влади: объявила себя музой и единственной наследницей творчества Высоцкого, начала писать о нем успешно продаваемые книги и получать авторские отчисления - и также вышла замуж, за успешного врача. Были ли эти женщины музами? Более чем сомнительно.

Марина Влади и Высоцкий

Подлинные музы

К счастью, история знает и более удачные примеры отношений, по крайней мере – для творцов. Их музы вовсе не были вымышленными созданиями – эти вполне реальные женщины положили жизнь на то, чтобы вырастить из зернышка талант мужа и позволить ему раскрыться. Какую цену им пришлось заплатить – можно только гадать, но однозначно очень высокую: успех мужей стоил им отказа от собственных планов, желаний и возможностей самореализации.

Мерседес Барча Пардо познакомилась со своим будущим мужем в тринадцать лет – и еще тринадцать лет ждала свадьбы. Именно она обеспечивала семью, зарабатывала деньги и продавала из дома имущество, чтобы кормить детей, пока Маркес писал роман. И только ее вера в гениальность мужа помогла ему закончить произведение, удостоенное всемирной славы и Нобелевской премии.

Маркес и Мерседес

Джулия Анна Мазина была единственной женой и музой великого Феллини на протяжении пятидесяти лет. Ради помощи мужу и совместной работы над фильмами она отказалась от собственной многообещающей карьеры актрисы. Впрочем, Фредерико платил ей тем же – каждый сценарий и каждого кандидата на роль утверждала именно она. Режиссер даже съемки отказывался проводить в те моменты, когда супруга не присутствовала на площадке.

Джульетта Мазина и Феллини

Софья Берс также отдала мужу пятьдесят лет жизни. В какой-то степени ее можно назвать соавтором произведений Толстого – только «Войну и мир» она лично переписала семь раз, одновременно успевая работать с издательствами, растить детей и ограждать мужа от настойчивых поклонников.

Лев Толстой и София

Уна О’Нил тридцать четыре года была путеводной звездой великого комика Чаплина. Тридцать пять лет разницы в возрасте не смутили ни семнадцатилетнюю невесту, ни пятидесятилетнего актера. В самых трудных ситуациях она не оставила мужа без поддержки, и даже когда ему запретили въезд в Штаты – собрала вещи и отправилась за ним в Швейцарию.

Чаплин и О нилл

Образ Елены Нюренберг увековечен в знаменитом произведении Булгакова. С нее был написан образ Маргариты: именно она оставила перспективного генерала ради опального писателя, именно она переписывала рукописи, занималась бумажными делами, и только благодаря ее усилиям роман был опубликован. Несмотря на то, что их брак до смерти Булгакова длился всего восемь лет – Елена так больше и не выходила замуж, чем только подтвердила сходство с Маргаритой.

Булгаковы

Наконец, Елена Дьяконова – одна из самых скандальных и противоречивых муз двадцатого века. Будучи единственной женой Сальвадора Дали, изображена на множестве его картин, в том числе на одной из первых – «Мадонна порта Льигат». Двадцать четыре года оберегала экспрессивного художника, нянчилась с ним, лечила от психических расстройств, продавала картины и управляла делами. После ее смерти Дали так и не вернулся к нормальной жизни, перестал рисовать и прожил на грани безумия всего семь лет.

Дали и Гала

Несомненно, судьбы этих женщин трагичны, но только им мы можем быть благодарны за обретенное и сохраненное культурное наследие, только они окружили своих мужей заботой, терпели капризы творческих личностей и позволили явить миру шедевры. Помогли им в этом некоторые общие черты характера:

  • вера в мужей и их талант была абсолютной. Даже если они когда-либо и испытывали сомнения в успехе – их супруги об этом не узнали;
  • они хвалили мужей даже за незначительные успехи, прощали ошибки, не оставляли в периоды нищеты и опалы и не лишали их радости победы;
  • они ценили даже то малое, что получали, не претендовали на главную роль в жизни творца и не старались стать для него центром Вселенной;
  • самое главное – они разглядели в мужьях то самое зерно таланта, помогли ему прорасти и дать плоды.

Музы в мировой истории

Если влиянию женщины в искусстве был подвержен только сам мастер и его творчество, то в политике дела обстояли намного серьезнее: музы великих государственных деятелей зачастую вершили судьбы целых государств. Причем вдохновение это было достаточно опасным – ведь мужчина, желающий подарить любимой целый мир, скорее изберет войну и ратные подвиги, чем мир и процветание: сублимированная энергия, не выраженная в созидании, с большой вероятностью превратится в агрессивную разрушающую силу.

К примеру – Жозефина де Богарне. Историки не исключают, что с ее стороны это был брак по расчету. Но Наполеон был влюблен совершенно искренне: желая впечатлить любимую, он покорил всю Европу. Впрочем, Жозефина верностью не отличалась и дар не оценила: пока ее дражайший супруг проводил время в ратных делах, предавалась делам сердечным. В какой-то момент терпение императора иссякло, и этому двусмысленному браку пришел конец. Удивительно, что вместе с уходом музы начала клониться к закату и звезда славы Бонапарта: вскоре он предпринял безумный поход на Россию, приведший его к поражению, изгнанию и смерти.

Наполеон и Жозефина

Была ли реальным историческим персонажем Елена Троянская – неизвестно. Но легенда о войне, развязанной из-за прекрасной дамы, настолько красива, что ее нельзя не упомянуть. Прежде всего, отметим два обстоятельства: Елена добровольно избрала в мужья Менелая и добровольно сбежала с Парисом впоследствии. Могла ли она подозревать, что такой поступок приведет к войне? Безусловно – но когда влюбленных это останавливало?

Парис и Елена

Спустя три тысячи лет нам сложно понять греков с учетом их обычаев и общественного строя: видимо, военные действия, спровоцированные неверностью супруги, для них были в порядке вещей. Но так или иначе - Елена вдохновила Париса на поступок, за который пришлось заплатить войной длиной в десять лет и жизнями сотни тысяч воинов. Очевидно, любовь бывает безрассудна, а влюбленный мужчина вполне может потерять разум, и если художники творят скорее сердцем, то политикам и полководцам потеря здравого смысла категорически противопоказана.

Впрочем, история знает и другие примеры, когда женщины не только вдохновляли мужчин на свершения, но и сами принимали участие в государственных делах – прямо или косвенно. Такой была Жанна-Антуанетта Пуассон, фаворитка Людовика Пятнадцатого. Маркизу де Помпадур можно по праву назвать мудрой женщиной: она не только завоевала сердце короля, но и убедила его в своих незаурядных способностях. В итоге Людовик стал относиться к ней не как к любовнице, но как к главному советнику.

Маркиза де Помпадур

Жанна-Антуанетта фактически правила Францией на протяжении двадцати лет. При ней вкладывались огромные деньги в развитие наук и искусств, она назначала министров и послов, объявляла войны и заключала мир. Сгубили фаворитку недальновидность французской аристократии и проигранная Семилетняя война, приведшая Жанну-Антуанетту к глубокой депрессии, а затем и к смерти.

По-настоящему верными соратницами стали немногие жены политических деятелей. Среди них следует особо отметить Клементину Черчилль, супругу британского премьер-министра на протяжении почти шестидесяти лет. Все это время она терпела скверный характер мужа и его вредные привычки – пристрастие к алкоголю, сигарам и азартным играм. Разумеется, Клементина не вмешивалась в управление государством, но в равной степени поддерживала мужа в периоды неудач и разделяла с ним радость побед – не исключено, что своей огромной коллекций достижений и наград он обязан именно супруге.

Клементина и Уинстон Черчиль

Заключение

Кроме упомянутых женщин, ставших подлинными музами для своих мужей, история знает и сотни других: Ольгу Хохлову, Веру Муромцеву, Анну Сниткину, Ольгу Книппер, Женни фон Вестфален, Клару Джейн Брайант, Любовь Менделееву… Каждая из них с достоинством несла свою ношу, каждая разглядела в супруге искру гениальности и разожгла ее до пламени, осветившего путь многим. Требовали ли они какую-то награду для себя и говорили ли о своей причастности на весь мир? Вовсе нет. Но это только делает им честь и заставляет нас испытывать благодарность за их великую жертву.

музы

10 комментариев

  1. Наталья87

    Когда творец безраздельно властвует над своей музой, у него заканчивается запал… Всё переходит в рутину. Вот и приходится выбирать между вечной жизнью в памяти ценителей и краткосрочным счастьем с любимым человеком.

    • Некоторые примеры из статьи доказывают, что и счастье тоже может быть долгосрочным. Но у музы при этом еще и функционал няньки, матери и снабженца должен быть активирован. так что надо много раз подумать, нужно ли тебе это счастье, и таки остаться «в веках» )))

  2. Виктория

    Очень хорошая и познавательная статья. Вообще, я считаю, что мы, девушки, постоянно должны положительно влиять на своих мужчин, вдохновлять их и поддерживать.

    • Вдохновленный мужчина способен на чудеса. Только всякий ли? Думается мне, что если он не «горит», не жаждет деятельности, а предпочитает пузом кверху пред телевизором, мотивация ему не поможет.
      Хотя с другой стороны… Есть у меня пара знакомых товарищей. Первый был успешным бизнесменом, но имел супругу классическую бездельницу. Затем развелся, женился на деятельной барышне с ребенком — и все, бизнес стал не нужен, работает себе за зарплату и никуда больше не рвется. Вот как так?
      А другой наоборот. Пил пиво, валял дурака, а когда женился второй раз — дом построил, две машины купил, бизнес процветает.
      Есть еще и третий. Как ни странно, этого на действия вдохновил именно развод. Видимо, хотел доказать бывшей супруге, что не так он и прост. Что характерно — потом они заново поженились, только супруга себя стала несколько иначе вести, зауважала его как-то…
      Вот и пойми — кого и как мотивировать :))

  3. Замечательная и познавательная статья! Спасибо автору.

  4. Очень интересные истории, с удовольствием почитала. Спасибо. Наверное каждый сюжет заслуживает отдельной книги, или уже имеет? Я бы еще добавила Врубель — Забела и Энштейн — Коненкова. Тоже интересные взаимоотношения.

  5. Хорошо мужчинам иметь музу. Только, как представлю себя на ее месте, становиться неуютно. Из все перечисленных женщин, нравиться маркиза де Помпадур. Не уверена, что она сильно вдохновляла короля, но, то что она — гениальна, несомненно.

  6. Да, в истории огромное количество женщин оказывали прямое влияние на значимых мужчин, что повлекло появление как новых ветвей искусства, так и науки с общественным укладом, а иначе и не может быть, каждый стремится к большему, находясь под очарованием своей половинки.

  7. Все великие — немного сумасшедшие люди, я бы не смогла жить с тем, кому вечно нужны эмоции. В жизни обычным людям тоже нужна мотивация для то го, чтобы что-то делать. Для кого-то — это муза, любовь, а для меня мотивацией для любых действий являются мои дети.

  8. Женщины всегда влияли на ход мировой истории, можно даже сказать радикально изменяли.Однозначно сказать было ли это влияние положительным наверное сказать нельзя, но то что мужчины совершили меньше глупостей это точно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *