Дыша духами и туманами: la femme fatale в фильмах жанра нуар

В кинематографе существует два основных архетипа женских персонажей: блудница и невинная дева. Первый наиболее ярко проявился в произведениях жанра нуар - коварная, сексуальная и жестокая хищница, манипулирующая чувствами мужчин, бросающая вызов патриархальному обществу, проповедуя свободу и независимость, отличающаяся мужским умом и находчивостью, носящая название - роковая женщина.

Особенности роковой женщины в фильмах-нуар

Эпохой классического нуара в кино считаются 40 - 50 годы прошлого столетия (Вторая мировая и начало холодной войны), подарившие миру грандиозные криминальные драмы, с царившей в них мрачной атмосферой гнетущего пессимизма, цинизма и разочарования.
В институте семьи главенствующая роль в эти годы традиционно принадлежала мужчине, на его плечах лежала ответственность за материальное благосостояние. Женщине же отводилась роль хранительницы очага, ее основной задачей являлось воспитание детей.
В каком-то смысле стилистика нуара основана на отсутствии семейных ценностей, представляя извращенные, наполненные ненавистью, ложью и холодным расчетом взаимоотношения супругов, ищущих удовлетворение вне брака и зачастую не только сексуальное. Герои мечтают вырваться из безрадостной рутины, избавиться от разочарования и отчужденности.

роковая женщина в фильмах-нуар

Разрушение традиционного брака и нормальных семейных отношений и послужило отправной точкой возникновения нуарной femme fatale, которая противопоставлялась наивной и уютной домохозяйке. Роковая женщина в фильмах-нуар, прежде всего, жаждет независимости в любых отношениях с мужчиной, протестуя против навязываемой ей гендерной роли. Благодаря обольстительной магии женских чар, они представляют серьезную угрозу для героев, ведь ради личных целей такие дамы пойдут даже на убийство. Они прекрасно понимают, чем привлекают мужчин и используют свои активы амбициозно и беспощадно, лишая последних воли и увлекая в бездну. Знаковыми аксессуарами la femme fatale являются длинные сигареты и компактные пистолеты, а также красная помада и пышная копна волос. Когда роковая женщина появляется в кадре, все остальные герои мгновенно превращаются из главных действующих лиц в невзрачных статистов, обычных созерцателей, испытывая восхищение и подчиняясь желаниям искусительницы.

роковые женщины в фильмах-нуар
Новая волна кинонуара ворвалась на экраны в 70 годы, продолжив развиваться до конца ХХ века. Классический нуар претерпел некоторые метаморфозы, но сохранил основные черты. Фильмы эпохи неонуара представляют жанр уже не в чистом виде, а используют как мрачный фон для основной атмосферы, смешивая с иной стилистикой - киберпанк (Бегущий по лезвию), комикс (Город грехов, Бэтмен), фантастику (Темный город), эротический триллер (Основной инстинкт) и т.п. Неизменным остался лишь смысл ключевого образа роковой женщины, слегка трансформируясь визуально и социально, в соответствии с эпохой.

Топ роковых женщин в фильмах нуар

Топ роковых женщин в фильмах нуар

Барбара Стэнвик (Phyllis Dietrichson), «Двойная страховка» (Double Indemnity)

роковые женщины в кино

Страховой агент влюбляется в обольстительную супругу одного из клиентов и, приняв ее невинное предложение, устремляется прямиком в ад.
Классический фильм-нуар, с не менее классической femme fatale, является подлинным шедевром, благодаря филигранной режиссуре, великолепным диалогам и напряженному, захватывающему сюжету. А Барбара Стэнвик, являясь роковой красоткой «в законе», создав обойму подобных образов в фильмах 40-х, в «Двойной страховке» достигает вершин мастерства, получив Оскар за лучшую женскую роль.

Барбара Стэнвик (Phyllis Dietrichson)

Рита Хейворд (Elsa Bannister), «Леди из Шанхая» (The Lady from Shanghai)

Рита Хейворд (Elsa Bannister)

Образцово-показательная классика нуара. Действие стартует на яхте, имеющей на борту любовный треугольник, подставное убийство, суд, побег, поиски виновного и, конечно же, здесь в наличии роковая женщина. Фильм-событие 40-х годов и сегодня не утратил актуальности и настоятельно рекомендуется к просмотру. Рыжеволосая Рита Хейворд, которая рассталась для этого фильма со знаменитыми андуляциями, превратившись в ослепительную платиновую блондинку с короткой стрижкой, сыграла здесь едва ли не самую яркую роль в своей карьере.

Рита Хейворд (Elsa Bannister)

Рита Хейворд (Elsa Bannister)

Джоан Беннетт (Katharine «Kitty» March), «Улица греха» (Scarlet Street)

Джоан Беннетт (Katharine «Kitty» March)

Еще одна классика жанра, повествующая о роковом влечении художника к красотке-модели, разрушившей его карьеру и жизнь из-за неосторожной лжи по поводу его состояния и успешности. Очень сильное кино, с прекрасной и коварной Джоан Беннетт в главной роли.

Джоан Беннетт (Katharine «Kitty» March)

Мэри Астор (Brigid O'Shaughnessy), «Мальтийский сокол» (The Maltese Falcon)

Мэри Астор (Brigid O'Shaughnessy), «Мальтийский сокол»

Невозможно обойти вниманием фильм, который является по сути родоначальником кинонуара и стал не просто эталоном жанра, но классикой кинематографа. Может быть, femme fatale в исполнении Мэри Астор не столь яркая и роковая, как вышеописанные дамы, но будучи, в некотором смысле, прародительницей всех нуарных красоток, актриса занимает почетное место в нашем ТОПе.

Мэри Астор (Brigid O'Shaughnessy), «Мальтийский сокол»

роковые женщины в кино нуар

Фей Данауэй (Evelyn Mulwray), «Китайский квартал» (Chinatown)

Фей Данауэй (Evelyn Mulwray), Китайский квартал

В 1974 году Роман Поланский возродил жанр нуара в первозданной форме и великолепии, смоделировав его по новому образцу. Гениальный фильм имеет все атрибуты присущие жанру, а роковая женщина, играющая сердцами мужчин словно игрушкой, в исполнении блистательной Фэй Данауэй - мастер класс по воплощению на экране фатальных образов и просто ярчайшая роль в кино.

Фей Данауэй (Evelyn Mulwray), Китайский квартал

Ким Бейсингер (Lynn Bracken), «Секреты Лос-Анжелеса» (L.A. Confidential)

роковые женщины в кино

Головокружительный успех картины Хенсона можно объяснить несколькими вещами: букет первоклассных актеров, удачнейшая стилизация под классический нуар, крепкая режиссура и Ким Бейсингер, сыгравшая лучшую роль в карьере. Собственно, глядя на нее возникает ощущение, что она пропустила свою эпоху - в 40-х она прочно занимала бы одно из первых мест в когорте роковых.

Ким Бейсингер (Lynn Bracken), «Секреты Лос-Анжелеса»

Ким Бейсингер (Lynn Bracken), «Секреты Лос-Анжелеса»

Шон Янг (Rachael), «Бегущий по лезвию» (Blade Runner)

Шон Янг (Rachael), «Бегущий по лезвию»

Шедевр киберпанка в атмосфере нуара от Ридли Скотта до сих пор остается непревзойденным. Стопроцентный технологичный неонуар с идеальной femme fatale. Шон Янг великолепна - она бросает томные взгляды сквозь марево сигаретного дыма, она полна сюрпризов, и она, вопреки канонам жанра, спасает героя самым неожиданным образом.

Шон Янг (Rachael), «Бегущий по лезвию»

Шон Янг (Rachael), «Бегущий по лезвию»

Дженнифер Коннелли (Emma Murdoch), «Темный город» (Dark City)

Дженифер коннели

Малоизвестный фантастический нуар конца прошлого века, как минимум, заслуживает внимания и просмотра. Атмосфера, необычный сюжет и развязка выше всяких похвал. А Коннели в амплуа роковой дамы, оказавшейся не столь уж и роковой, - украшение фильма.

темный город, Коннели

Мадонна (Breathless Mahoney), «Дик Трейси» (Dick Tracy)

мадонна

В Оскароноскной нуарной феерии от Уоррена Битти, снятой по комиксам в те далекие времена, когда вселенная Марвелл еще не родилась, роковой красоткой выступает Мадонна. Ее персонаж демонстрирует все необходимые атрибуты образа: соблазнительную внешность, загадку и таинственные перевоплощения, пылкость и находчивость. Проще говоря, все то, чем так богата собственная музыкальная карьера певицы. В любом случае, криминальная нуар-сказка для взрослых получила незаурядную femme fatale, а зрители изумительную по видеоряду и актерским работам картину.

Мадонна (Breathless Mahoney), «Дик Трейси»

Мадонна (Breathless Mahoney), «Дик Трейси»

Шерон Стоун (Catherine Tramell), «Основной инстинкт» (Basic Instinct)

Шерон Стоун (Catherine Tramell), «Основной инстинкт»

Кэтрин Трэмелл в исполнении Шерон Стоун уж точно не нуждается в представлении и детальном описании. Манящая, дразнящая, сексуальная, манипулирующая мужчинами - она сама квинтэссенция роковой женщины. Превосходная роль в шедевральном эротическом триллере Пола Верховена.

Шерон Стоун (Catherine Tramell), «Основной инстинкт»

Шерон Стоун (Catherine Tramell), «Основной инстинкт»

Обзор самых интересных образов роковой женщины в кинематографе жанра нуар мы обязательно дополним с учетом ваших мнений, уважаемые читательницы.

4 комментария

  1. Маринка

    Многие из этих фильмов не видела, старые точно. Нужно будет восполнить данный пробел. Смотрела только Основной инстинкт, Темный Город (хороший фантастический триллер), Бегущий по лезвию (лучший киберпанк).

  2. Фильмы, в которых представлены роковые женщины, всегда привлекательны, ведь такие персонажи превосходно подходят именно для кино, а не для обычной жизни. И так иногда хочется посмотреть на яркую жизнь фатальных героинь, чтобы потом порадоваться своей спокойной семейной жизни.

  3. Очень люблю фильмы о роковых женщинах, пожалуй, это мой самый любимый жанр. Кое-какие фильмы из предложенных смотрел, но и неизвестных мне немало. С интересом ознакомлюсь.

  4. Валерий

    Роковые женщины опасны…но чертовски привлекательны и сексуальны… очень хочется ее любить и заниматься любовью.. они это делают отлично…и любят доминировать))) многие мужчины это обожают)((

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *