За последние 10 лет селективный парфюм приобретает все большую популярность в мировой парфюмерии. Новая волна популярности селектива началась с дорогих редких брендов, которые ассоциировались с парфюмом для избранных, недоступного для массового покупателя. Сегодня селективные ароматы появляются в линейках крупнейших домов мод наравне с люксом (Dior, Chanel, Armani и т.д.). Окунемся в волшебный мир селективного парфюма и попробуем разгадать тайну притягательного успеха.
Нишевая парфюмерия: что это такое
Само определение «селективный» или «нишевый» обрекает парфюм на креативность и избранность носителей ароматов. Селективная парфюмерия — с англ. «selective» — отборный, выборочный. Нишевая парфюмерия имеет то же значение, но понятие пришло из французского языка — «la niche» — ниша, ячейка. Смысл определения в обоих языках — парфюм не для всех, парфюм своей ниши. Так что же в нем особенного?
Отличительные черты селективного парфюма — наличие концепции и натуральность состава. Парфюмеры, словно композиторы, создают неповторимые звучания ароматов, раскладывая по нотам передаваемые эмоции и чувства. Каждый мастер ощущает мир по-своему. Эксперты в парфюмерии сравнивают селективные ароматы с религией и философией. Задача парфюмера донести идею и посыл через аромат.
Чаще всего тираж каждого аромата ограничен. Настоящий селектив не содержит в составе синтетические ингредиенты, а натуральность состава играет роль индикатора. Наше обоняние настолько привыкло к синтетике, что когда мы начинаем слушать селективный аромат, кажется, что он непонятный, резкий... слишком глубокий. Действительно, не каждому сразу удаётся понять глубину, сочность и богатство ароматов. К тому же, нишевые ароматы нужно поносить на коже, чтобы раскрылась композиция и можно было оценить посыл мастера в полной мере. Не спроста селективный парфюм принято долго слушать, каждая композиция состоит минимум из трёх нот.
Композиция селективных ароматов
- Верхние ноты — ноты знакомства, раскрываются в первые 5-10 минут. Это то, что мы чувствуем при первом вдохе аромата. Также их называют летучими. В качестве верхних нот используют цитрусовые, нежно цветочные и травянистые ароматы. Ошибочно делать вывод о всей композиции по первым нотам, как мы привыкли делать с парфюмом из магазина, будь то массмаркет или люкс (топовые дома моды, ювелирные дома).
- Посыл аромата спрятан в его сердце — средних нотах, которые раскрываются в течение 2-4 часов, в зависимости от ингредиентов. Для сердца аромата используют изысканные и утонченные цветочные и древесные ароматы.
- Окончательное мнение о композиции формирует шлейф аромата — базовые ноты, стойкость аромата. В качестве шлейфа используются насыщенные древесные и смолистые ароматы, а также афродизиаки-закрепители аромата. Шлейфовые ноты раскрываются до 12 часов в зависимости от концентрации ингредиентов.
Чтобы подобрать свой аромат, необходимо нанести его и понаблюдать за композицией, на вашей коже парфюм может раскрыться неожиданно волшебным ароматом. Носить парфюм желательно в течении суток, если сомневаетесь, то продлите «примерку» до трёх дней.
Для селективного парфюма нет гендерных рамок, каждый выбирает то, что ему близко. Глубокие женские ароматы выгодно раскрываются на мужчинах. И, наоборот, легкие цитрусовые наполняют свежестью женский образ, а древесные пряные подчеркивают таинственность и сексуальность. Селективные ароматы — это креативность и унисекс. Также преступно судить об аромате, услышанном на другом человеке. Это магия, и на вас этот же аромат раскроется по-другому.
Компоненты селективного парфюма
Волшебство селективных композиций – результат вкуса и ощущений парфюмера, жизненного опыта и философии, умения создавать из известных ингредиентов уникальные сочетания, волнующие и запоминающиеся. Опытные парфюмеры, создающие селективный парфюм, кропотливо относятся к качеству ингредиентов растительного и животного происхождения. Качество сырья определяет глубину и точность идеи парфюмера, передаваемых эмоций и чувств. География поиска искомых ароматов от Франции до Австралии. Для селектива приемлемо, когда расходы на сырье составляют до 80% бюджета создаваемого аромата.
Что такое афродизиаки в парфюмерии
Важнейшими составляющими селективного парфюма являются афродизиаки. Лучшие из них ценятся дороже золота и создают магию парфюма.
На бытовом уровне, афродизиаки – ингредиенты подобные человеческим феромонам, воздействующие на противоположный пол за счет усиления натурального аромата. Феромоны используются с древних времен, известны факты об использовании Клеопатрой одурманивающих веществ для обольщения мужчин.
Основные афродизиаки являются базовыми компонентами ароматов.
Афродизиаки растительного происхождения
Востребованные афродизиаки растительного происхождения – эфирные масла из:
- Роза – королева цветов, ценятся розы из Грасса, дамасская и болгарская. Аромат розы привносит роскошь и изысканность аромату. Парфюм, в основе которого заложен королевский цветок, наполняет носителя аромата состоянием королевских кровей. В селективном парфюме роза все чаще встречается и в мужских ароматах, подчеркивая эмоции и увеличивая чувственность. Концентрация масла, получаемого из 1 цветка – до 4-5 т бутонов на 1 кг масла, что напрямую отражается в стоимости сырья.
- Иланг-иланг – цветковое растение, оправдывающее величественное название (переводится как «цветок-цветков»). Сложный очаровывающий аромат, в меру сладковатый без ощущения приторности. Лучший иланг-иланг произрастает в Индонезии. Концентрация масла, получаемого из 1 цветка приемлемая – не более 60 кг соцветий на 1 кг масла, что способствует его широкому применению не только в селективной парфюмерии.
- Ваниль – один из самых востребованных ингредиентов, сочетающий в себе нотки сладкой невинности и умиротворения с манящим пряным опьянением. Эталоном ванили в парфюмерном мире считается ваниль из Мадагаскара. Ваниль – доступный ингредиент, для получения 1 кг масла требуется около 30 кг цветков.
- Бергамот – уникальный по своему аромату цитрус из Юго-Восточной Азии. Сложный и многогранный аромат бергамота – находка для парфюмера. В отличие от остальных цитрусовых, легких и освежающих, ноты бергамота дополнены нехарактерным раскрытием древесной терпкости с едва уловимыми отголосками сочных зеленых трав. Ценность бергамота определяет и стоимость сырья, чтобы получить 1 кг масла, требуется до 200 кг маслосодержащих частей цитруса (цветки, листья, кожура).
Наиболее яркие афродизиаки растительного происхождения добываются из:
- Жасмин – нежные белые соцветия, наполняющие аромат состоянием безусловной любви, утонченности и женственности. Несмотря на нежность и невесомость аромата, эфирные масла из жасмина с древних времен используются как мощный афродизиак, что предает еще большую значимость компоненту в парфюмерии. Качественное жасминовое масло высоко ценится, для 1 кг необходимо переработать до 8 т цветков.
- Пачули – притягательный неистовый аромат, динамичный и теплый. В парфюмерии используется в нотах шлейфа из-за плотного смолисто-древесного аромата, иногда встречается в нотах сердца. В селективном парфюме используется в ароматах унисекс. Эфирное масло сравнительно недорогое, для получения 1 кг требуется 30 кг листвы.
Афродизиаки животного происхождения
Мощнейшими афродизиаками, используемыми в парфюмерии, являются афродизиаки животного происхождения. Помимо ароматических функций они играют важную роль в создании парфюма – соединяют композицию в целостный букет, стабилизируют и закрепляют созданный парфюмером фимиам, привнося наибольшую стойкость.
- Мускус – афродизиак №1 в парфюмерии, присутствует в 99% парфюма. Речь о парфюмерном продукте с концентрацией эфирных масел 20-30%. Мускус наполняет аромат нотками чувственности и теплоты, используется исключительно в нотах шлейфа. Изначально компонент добывался из половых желез кабарги, что определило его сверхценность. Для получения 1 кг требовалось 160 оленей. С растущей популярностью мускуса олени с клыками были внесены в Красную книгу, что усложнило добычу истинного мускуса. Позже, аналог мускусу научились добывать из желез других животных. В современной парфюмерии аромат мускуса воссоздают в лаборатории. Стоимость 1 кг мускуса около 15 тыс. долл. США, на черном рынке продают и более дорогой натуральный мускус.
- Амбра – не менее важный афродизиак и самый дорогой компонент в современной парфюмерии – до 25 тыс. долл. США за 1 кг масла. Амбра привносит в аромат чувственную страсть и сексуальность, оттеняет благородными смолисто-табачными нотками, разбавленными свежестью морского бриза. Ценность компонента в уникальности. Амбра – продукт жизнедеятельности кашалота. Свежеполученный продукт носит характерный смрадный запах, несопоставимый с парфюмерией. Для использования амбры в парфюмерии, ей требуется находиться в морской воде не менее 20-30 лет. От количества лет проведенных в воде зависит ее качество. Пропитываясь и насыщаясь морской водой, запах становится тоньше и легче, приобретает сладковатый аромат и изысканность.
Эфирные масла
Помимо афродизиаков востребованными ингредиентами селективной парфюмерии являются эфирные масла из сандала ветивера, белых цветов (ландыш, нероли, гардения), фиалки, гвоздики, цитрусовые ароматы (лимон, грейпфрут, мандарин), а также древесно-дымные ароматы кедра, мха, гваякового дерева, кипариса, эвкалипта. Растет популярность зеленых травянистых нот (ревень, чабрец), сочных и ярких, способных скорректировать аромат, добавив нотки сложности. Список компонентов открыт.
Сандал – терпкий и по-восточному сладкий, ценный и дорогой ингредиент. Ценность сандалового масла в уникальной способности сочетаться со множеством разных компонентов, привнося изысканность парфюму. Своеобразная техника добычи эфирного масла определяет его высокую стоимость. Необходимый парфюмеру состав масла содержится в сердцевине 20-30 летнего дерева. Для того чтобы срубить одно дерево, необходимо посадить 50 деревьев. Каждому вновь посаженному дереву требуется 5 деревьев для его роста и развития. Это требование связано с полупаразитным питанием сандала – до 7 лет дерево питается через корневую систему соседними деревьями. В итоге, для сырья из одного ствола, необходимо посадить 250 деревьев. Лучший сандал (белый) растет в Индонезии и Австралии.
Основные тренды нишевой парфюмерии
Описанные выше компоненты соответствуют трендам мировой парфюмерии на ближайшее время.
- Возвращение к натуральности, к понятным нотам, глубоким и насыщенным ароматам. Отказ от синтетических и воссозданных компонентов происходит и в парфюме класса «люкс» в пользу зеленых ингредиентов. Для селективного парфюма изначально было характерно использование только натурального сырья.
- Многокультурность и смешивание культур как результат мировой глобализации, исчезновения границ между нациями, все большей свободы путешествий, обмена опытом и традициями. Ранее, ведущие дома моды создавали линейки ароматов для каждого рынка (Запад, Восток, Азия, Латинская Америка и т.д.), в соответствии с их традициями и культурной принадлежностью. Сегодня появляется все больше ароматов с нотками, присущими разным национальностям.
- Унисекс ароматов – тренд, пришедший из селективной парфюмерии. Границы стремительно стираются, создаются ароматы без гендерной принадлежности. Каждый выбирает то, что близко ему, то, что гармонично отражает внутренний мир, настроение и посыл внешнему миру.
Как правильно наносить селективные ароматы
Что касается непосредственно нанесения парфюма, возможны три способа.
- Первый традиционный способ — нанесение на пульсирующие «волнующие» точки: запястья, внутренние сгибы локтей и колен, под ушными мочками, надключичная ямка и нижний треугольник. Уместен совет Коко Шанель: «Наносить духи нужно туда, куда бы вы хотели, чтобы вас поцеловали».
- Второй способ нанесения парфюма — создание дымки и вход в неё. Такой способ подойдёт для легких цитрусовых ароматов, т.к. более глубокие цветочные и древесные не успеют раскрыться и осесть на вашем теле.
- Третий способ нанесения предполагает использование двух и более ароматов, что для селективного парфюма приемлемо. Опытные пользователи смешивают до трёх ароматов в один образ, подчеркивая свою индивидуальность и неповторимость создаваемого аромата. В этом случает более насыщенные ароматы наносят на «тёплые» точки, а из летучих создают дымку. Селективный парфюм позволяет проявить креативность и уникальность обоняния. Не в коем случае не нужно смешивать парфюм во флаконе, только на коже и в дымке.
Как хранить селективные ароматы
В заключении основы хранении парфюма. Срок годности парфюма составляет от трёх до пяти лет, при правильном хранении вы сможете наслаждаться любимым ароматом и до 10-15 лет. Идеальное место для хранения парфюма — платяной шкаф в спальне или гардеробной. Три главных постулата — отсутствие прямых солнечных лучей, влаги и излишнего тепла. Имейте в виду, что даже при правильном хранении парфюм становится более глубоким и нуждается в большем времени для раскрытия аромата.