Искусство застольного этикета: умеем ли мы общаться

Для большинства из нас праздник всегда ассоциируется с нарядной одеждой, музыкой, с манящими ароматами блюд, красиво оформленным столом, а также подарками и, конечно, присутствием гостей, ведущих задушевные застольные беседы. Приглашать к себе близких и друзей или самим быть в роли гостя – зависит от ситуации и настроения. Гостеприимный хозяин априори подписывает себе репутацию благонравного, радушного человека, и предаться отдыху в его добросердечной компании всегда в радость.

Бесспорно, такой важный элемент, как праздничная еда, нельзя обойти вниманием, однако часто трапеза неинтересна, обыденна и скучна, если собравшиеся не участвуют в увлекательной и дружелюбной беседе, которая всегда украшает любое застолье, делая его еще более уютным и содержательным. Часто располагающий, искренний разговор в какой-то степени роднит всех присутствующих и создает своеобразную атмосферу уюта и легкости.

застолье правила этикета

Вопрос « Умеем ли мы общаться?» хранит в себе не только культуру и этику общения, но и подразумевает такие важные моменты, как владение беседой (достаточная эрудиция), психологический аспект (эмоциональность), умение пользоваться столовыми приборами и элементарные правила приличия (гигиена, внешний вид, уважительность к себе и другим).

Манера и стиль общения за столом

На любом торжестве по тому или иному поводу более тесное знакомство начинается когда все гости собираются за столом, и обычно при подаче закусок начинается беседа. Это время, когда можно поближе присмотреться к рядом сидящим и получить, пускай поверхностное, но все же первое впечатление.

В искусстве вести застольную беседу победителем является не тот, кто не закрывая рта «травит шутки», а тот, кто при всей своей скромности, на первый взгляд, никогда не испортит аппетит нелепыми и ненужными темами: о заболеваниях, например, о личных проблемах, о неприятных случаях из жизни и так далее. И естественно, абсолютно недопустимы нелестные и грубые высказывания, сарказм в адрес кого-то из гостей или хозяев – это табу.

Случается так, что какая-то сверх актуальная и захватывающая тема вдруг вспыхивает среди отдыхающих, и в полифонию включаются все, перебивая друг друга, используя активную жестикуляцию, крича, не давая высказаться рядом присутствующим, тем самым перерождая беседу в нескончаемый спор. В данной ситуации роль арбитра предоставляется виновнику или зачинателю торжества, чтобы тактично перевести разговор в другое русло – сменить тему, отвлечься. Болтливость и громкие разговоры вряд ли станут когда-либо визитной карточкой и украшением любого собеседника. Некрасиво ведут себя иногда люди, рассказывая неприличные анекдоты и небылицы (сплетни): мало того, что это неэтично, еще ставит в неловкое положение всех присутствующих и часто заставляет краснеть.

застольное общение правила

Уединение двух подружек, которые встретились на празднике, чтобы пошептаться, тоже не создает приятного впечатления и не прибавляет им шарма. Воспитанный мужчина или женщина, девочка или мальчик, лицо любой возрастной категории, имеющее правильное представление о поведении в обществе, никогда не будет в проигрыше, так как умело может использовать свое обаяние и интеллект. Всем гостям надлежит понимать, что общая беседа – это не персональный монолог, и необходимо давать возможность высказать свою точку зрения другим гостям. Это всегда поощряется и они будут более охотно вовлечены в разговор.

Редкое качество – умение внимательно слушать и понимать, столь необходимое любому собеседнику, претендующему на титул « душа компании». Хотя по большому счету душой компании всегда является громогласный, активный, веселый и добродушный человек.

Темы для беседы желательно подбирать так, чтобы они могли заинтересовать многих присутствующих, а не только часть гостей. Постарайтесь вставлять реплики в диалог таким образом, чтобы они были информативными и отражали ваше мнение. Не возбраняется демонстрировать свои интеллектуальные способности, но не увлекайтесь: соблюдайте дозированность и гармонию. Абсолютно беспроигрышные темы для застольной беседы, которые всегда на пике актуальности:

  • новости,
  • экономика,
  • искусство,
  • кинематограф
  • хобби
  • путешествия 

гости за столом правила общения

Несколько важных правил застольного общения

  • Тему общения всегда предлагают старшие.
  • Младшему следует подождать, пока с ним заговорят. (Исключение составляют неловкие паузы, которые могут быть тактично прерваны).
  • Абсолютно исключено критиковать поданное угощение.
  • Слишком громко и долго восхищаться вкусом блюд также не следует.
  • Неэтично излишне настаивать на получении того или иного блюда и, тем более, заставлять пить или есть, пренебрегая желанием гостя.
  • За столом не принято использовать шепот или кричать. Вести беседу следует на полутонах - вполголоса.
  • Тост не должен быть долгим и скучным.
  • Неприемлемо требовать ответных тостов или настаивать на их произнесении против воли.
  • При произнесении тоста прекращается прием пищи и разговоры.
  • Бокал во время тоста, согласно этикету, не поднимают выше плеча. 

Каким будет ваше следующее застолье зависит только от вас и вашего окружения, и чтобы оно не было скучным, где заунывные, «замыленные» тосты сменяют друг друга, а трапеза характеризуется только звоном тарелок и ложек, продумайте досуг заранее и не скупитесь на творческий подход и креативные мысли. Хорошо периодически обновлять компанию и пускать в нее «свежую струю» новых лиц, которые могут подарить вам бурю здоровых эмоций, яркие застольные беседы и море позитива. Здоровый микроклимат в течение всего застолья оставляет самые лучшие впечатления у гостей и их хозяев, а это означает, что праздник получил наивысший бал.

8 комментариев

  1. Татьяна Миронова

    Кабы все умели за столом общаться, приятней бы стало застолья посещать. Знаю человека, который о заболеваниях рассказывать начинает, когда подают закуски. Неприятное начало трапезы, надо сказать. Когда громко восхищаются едой, тоже перебор, а много тостов утомляют. Вообще, идеальное застолье для меня — ужин тет-а-тет, или максимум с двумя людьми. Будет не шумно, комфортно.

  2. Обычно за столом собираются люди, которые давно друг друга знают и имеют общие интересы. Поэтому найти тему не так сложно как кажется. А вот когда попадаешь в незнакомую компанию, тогда да. Появляются проблемы, пока не будет выпито первые 100 грамм. Или речь идет о застолье без «огненной воды»?

  3. Виктория

    Эх, порой участники застолья настолько не красиво себя ведут, что я и сама себя неловко чувствую, вот правда, а виновник, как ни в чем не бывало. Все же зависит еще от того, как ты воспитан.

  4. Бывает, что среди гостей найдется всего один человек, не разделяющий интересы большинства (а не пригласить, например, его было нельзя). Тогда хозяевам нужно сделать все, чтобы сгладить ситуацию, иначе праздник не удастся.

  5. Действительно, насколько это неловко, когда кого-то за столом начинают расспрашивать, почему он не пьет, и настойчиво предлагают выпить и, обязательно, до дна. И еще ужасно, когда начинают искать «крайнего» — кто сейчас должен произносить тост, а этот бедняги еще и начинает отнекиватся. Оказывается, такие ситуации и не должны возникать в обществе воспитанных людей, а то, что они возникают свидетельствует об уровне образованности и культуры окружающих людей.

  6. Читала, что у японцев неприемлемыми застольными темами являются дети, здоровье и политика. Кстати, новости я бы отнесла к неподходящим темам — возможен конфликт.

  7. Я всегда стараюсь в торжествах и застольях придерживаться этикету общения, стараюсь ничего лишнего не говорить. Но некоторые люди порой не думают что говорят и собираются наверно для того чтобы обсуждать свои проблемы или свое здоровье, а это очень раздражает.

  8. Казалось бы, что все просто и понятно. Однако эти правила стоит почитать каждому. Я, к примеру, как-то и не задумывалась на какой уровень надо поднимать бокал. Да и тосты частенько заставляют говорить, якобы, по очереди.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *